Миф об эксклюзивной связи креативности с iOS
Мы остановились на том, что в холливаре Android vs. iOS отсутствует объект спора, поскольку обе мобильные операционные системы (и – как следствие – все гаджеты, на них действующие) отражают лишь полярные перцепции, то есть способы восприятия самим пользователем внешнего мира и характерной для него манеры потребления информации. Отстаивая преимущества iOS, пользователь лишь констатирует, что ему лично удобно воспринимать внешний мир без посредника. Отстаивая преимущества Android, пользователь утверждает важность преломления девственного информационного потока через волюнтарные фильтры (то есть – установленные самим пользователем, переделывающим стоковую ОС под собственные нужды – благо Android поддаётся максимальной кастомизации интерфейса).
Переводя дискурс с объекта спора на субъект, мы, тем самым, лишаем этот спор практического смысла, ибо de gustibus, в приличном обществе, non est disputandum :) Проблема, однако, в том, что, снимая одну коллизию, мы невольно создаём другую – гораздо более опасную в плане порчи отношений с окружающими. Речь идёт о неизбежно возникающем при переносе спора в субъективную плоскость вопросе о связи перцепции (воплощённой в гаджетах iOS и Android) c творчеством.
Соблазн злоупотребления лежит на поверхности: «Если пользователь не в состоянии взаимодействовать с реальностью напрямую и потреблять информацию без искусственного посредника, – упрекает гипотетический адепт iOS своего «противника» из стана Android, – значит этот пользователь не готов к смелой конфронтации с этой реальностью и способен лишь пассивно её воспринимать!»
Почему так? Потому что создание посредника – это жест слабости. Страха перед внешним миром. Отсутствие готовности смело реальность переделывать. Другими словами – создавать оригинальный контент. То есть – творить!
Я далёк от мысли, что пользователи iOS формулируют доктрину собственного превосходства именно в предложенной мною выше терминологии, однако убеждён, что эти пользователи испытывают на подсознательном уровне определённые импульсы, которые позволяют им верить в собственную элитарность именно в креативном отношении: «Пока вы там ковыряетесь в своём зелёном роботе, растрачивая время и энергию на кастомизации бесхребетного интерфейса, мы создаём новую реальность! Мы пишем музыку, мы рождаем на своих iOS-девайсах художественные тексты, рождаем поэзию, монтируем ошеломительной творческой смелости видеоклипы! Ваши «железяки» нам безразличны, нам достаточно того, что предлагает Apple, потому что наши интересы – не просто во внешнем мире в обход посредника, но в преображении этого внешнего мира, в высоком творчестве!»
Очевидно, что перед нами очередная (псевдо)элитарная мифология, однако она чрезвычайно живуча, популярна, и оттого вредна и опасна.
К счастью, развенчать этот наивный миф гораздо проще, чем кажется. Просто исходить нужно из самой реальности. Вопрос: «Соответствует ли действительности утверждение, что творческих личностей среди пользователей Android меньше, чем среди адептов iOS?» Конечно, не соответствует! Прямой связи между креативностью как таковой – с одной стороны, и предпочтением той или иной мобильной ОС – с другой, нет в помине. Не потому, что не существует подобной статистики, а потому что полностью отсутствует постоянство в предпочтениях на уровне самого субъекта! Иными словами, множество людей переходит из одного лагеря в другой (а иногда – обратно, да ещё и по несколько раз!), при этом в интенсивности их творчества ровным счётом ничего не меняется.
С другой стороны, существуют колоссальные армии пользователей и в том и в другом лагере, которые вообще к творчеству никакого отношения не имеют. Они – чистые потребители реальности, вечные зрители, слушатели, читатели и т.д. О какой взаимосвязи творчества и мобильной ОС может идти речь в ситуации, когда 90% пользователей iOS и 90% пользователей Android вообще ничего не творят? Разве что считать творчеством чат в Твиттере и посты в Фейсбуке.
Тем не менее обязан обратить внимание читателей на то, что дыма без огня не бывает :) Существует ли креативный снобизм среди пользователей iOS? Существует, конечно! Отрицать было бы бессмысленно. Лжива ли связка креативности и мобильной ОС? Лжива, конечно! Только что мы это продемонстрировали. Как же совмещаются эти две полярных реальности?
Опять-таки совмещаются легко и с песнями :) Неувязка лишь в том, что мы подменили (то ли по невнимательности, то ли – с лукавым умыслом) термины при постановке вопроса: нужно говорить не о связи творчества (вообще) с мобильной ОС, а освязи определённых форм творчества и мобильной ОС, и тогда все быстро становится на свои места!
Дело в том, что креативность – понятие совершенно неоднородное. Градаций творчества в человеке может быть множество, однако все они сводятся к двум первичным импульсам, отражающим ментальное и эмоциональное своеобразие личности. В метафизике и культурологии эти первичные импульсы сводятся к дихотомии, описанной впервые Шеллингом, – знаменитым дионисийскому и аполлоническому началам (популяризированным Ницше в «Рождении трагедии из духа музыки»).
В наиболее обобщённом виде Аполлон олицетворяет объективность, сдержанность, умеренность, выверенность, рациональность, упорядоченность, структурированность и гармоничность в творчестве, а Дионис – субъективность, эмоциональность, чистую экспрессию, восторженность, пренебрежение формами, чувственность, экстатичность и эпатаж.
Расширить эту дихотомию можно с помощи метафорического языка астрологии: аполлоническое начало в творчестве – это холодная структурированность и головной подход, характерные для Сатурна, а дионисийское – красочная избыточность, аморфность, неряшливость структур, презрение к форме, характерные для Юпитера.
Даже в теории искусства находятся аналоги для нашей дихотомии: Аполлон – этотипологическая образность (рождающая ходульные персонажи-идеи и популярная в античном искусстве и в ХХ веке), а Дионис – типическая образность (получившая развитие в литературной традиции XIX века).
Вот теперь всё у нас становится на свои места: адепты iOS, презирающие посредничество в сношениях с реальностью, являют собой почти хрестоматийных носителей дионисийского начала в творчестве. Отсюда подавляющая популярность гаджетов Apple в «богемной среде» – когорте неизлечимых «гуманитариев», всех этих «свободных творцов», поэтов, художников, дизайнеров, видеорежиссёров и прочих людей нетрадиционной ориентации.
Соответственно, сторонники Android демонстрируют миру аполлоническое начало в своём творчестве. Неудивительно, что эта мобильная ОС пользуется подавляющей популярностью в среде компьютерных гиков, программистов, врачей, инженеров, строителей, физиков и прочих антилириков.
Текучесть границ между двумя лагерями, безусловно, в разы превышает рамки, заданные нашей дихотомией, однако даже эта текучесть не умаляет справедливости нашей гипотезы.
Прекрасная иллюстрация последней мысли – ваш покорный слуга! Гуманитарий на всю голову, страстный любитель гаджетов, технологий и голой математики, как чумы чурающийся любого проявления дионисийского начала. Для меня структура (иерархия, порядок) – самое ценное и важное в жизни, а планета Сатурн задаёт тон практически во всех мотивациях. При этом периодически случаются сбои, которые забрасывают меня в такие глубины иррационального, мутного, бесформенного, неструктурированного, эмоционального и даже истерического, что никакими юпитерианскими влияниями не объяснишь (Луна в дистиллированном виде!). Как результат: три года безоговорочного воинственного пребывания в стане iOS, затем – не менее радикальное и безапелляционное перемещение в лагерь зелёного робота. Завтра, совершенно не исключаю, всё может опять развернуться на 180 градусов. При этом ни малейшего сбоя в творчестве: идеи и образы бьют как из фонтана 24 часа в сутки :)
Солидарен с Георгием. Для себя решил – Сергей занят! Если в ключе сценария, то думается креативность и iOS вещи все же не разделяемые и вот почему. Картина в целом выглядит как работа системного администратора, если он(сис.админ) добротный, он собой доволен, знает цену своей работе, получает от нее удовольствие, но тем людям которых он обслуживает эта его работа, а точнее результат, может казаться совершенно ничего не стоящим или само собой разумеющимся. Таким образом вся креативность ios связана с разработчиками программного обеспечения для ios, и вот чудо, очень многие из поделок работает и интуитивно, и без донастроек, т.е. все просто. Не мог и захотел, поискал и смог. Другое дело с андроидом, вот здесь простор для применения своих знаний и интеллекта, подкрутить, допилить – все можно, но сам, отсюда – не мог и захотел, смастерил и смог. Далее, результат один, а удовольствия разного рода, но человек не был бы человеком, если бы не хотел при меньших затратах получить большего результата. Вот и вся разница. И в итоге, на мой взгляд, хочешь получить результат – смоделируй и закажи приложение под ios, в таком случае ты создаешь(творишь) концепт, но не тратишь время на подкрутку и допиливание. Другой вопрос, что многие не знают, чего они хотят и в процессе поиска, подкруток и настроек приходят к искомому. У меня есть мнение, что Вы Сергей поменяте свой смартфон с Андройдом, на Айфон с дисплеем побольше и камерой помегапиксельней:)
Мгновенно вспоминается старая присказка про бабушку которая в определенных условиях была бы дедушкой. :) Айфон с большим экраном это полная смена парадигмы. Большой экран потянет за собой большую батарею, полностью другое отношение к дизайну, полную смену всей эргономики. А самое главное появление двух разных моделей(с большим и маленьким экранами) изменит подход к пользователю В самом деле как можно убеждать пользователя в единственности верного решения коли ты сам предлагаешь два решения? А перейти на аппараты только с большим экраном не получится. Слишком сильная перемена для армии пользователей в сугестии. Убедить большую часть пользователей что океания свсегда воевала с остазией , особенно после смерти главпаука, будет крайне затруднительно. Потому глав паук и держался за свои три с половиной как кошка когтями за скалу :) И то что эпл сейчас планирует выпустить аппарат с большим экраном будет либо катастрофой, либо приведет к полной смене парадигмы и превратит айфон во вполне нормальный телефон. Второе вероятней, потому я например жду сего действа без злорадства(ввиду былого трепетного отношения к эпл) а наоборот с облегчением, Зато такие фанаты как вы будут очень сильно разачарованы имхо.
И вообще сисадмин фанат эпл это что то совершенно небывалое. :)
Но вот что радует, так это то что фанаты эпл УЖЕ начинают что то бормотать про равенство в разных условиях, невнятно оправдывать свой выбор и тому подобное. (раньше они совершенно железобетонно и при отсутствии малейших поводов для этого были уверены в собственном превосходстве. Мол айфон лучший просто потому что лучший)Это говорит о том, что морок развеивается. А это всегда хорошо.
Можно создавать кучу сущностей пытаясь примирить парадигму эпл с творчеством. Но есть очень простая истина: Творчество квинтэссенция свободной воли. Творчество всегда противонаправлено принуждению, в какой бы форме принуждение не проводилось. Проотест против принуждения в творчестве может выражатся миллионами разных способов но он всегда есть. Этот протест в творчестве сочетается с ограничениями стиля и канона но это САМО ограничения. Совместить творчество и парадигму делай как дядя сказал и будет тебе удобно нельзя. Да и не удобство в общем творчество ищет. Комфорт творчеству тоже противопоказан. (хотя и не всегда смертелен). Вот собственно и весь сказ. Да и противопоставление ИОС-андроид действительно довольно убогое. Андроид в своей тоталитарности недалеко от эпл ушел. Впрочем это я уже говорил. Я не фанат андроид, я противник эпл (современной) и всего что она собой символизирует. Телефон у меня андроид, но я с радостью поменял бы его на что нибудь другое будь на рынке представлена действительно свободная альтернатива. А пока из двух зол…
Зы Впрочем творчество и не борцунство. Творчество не контрпринуждение, протест в большинстве случаев не составляет его суть. Просто свобода воли доминанта в творческом процессе.
Ну сколько уж с семью половинками жить:) Может и разочарует, может нет, лично я за то, чтобы комфортно было. Но все же, речь шла про субьективную связь ios с креативностью обладателя. Я утверждаю, что креативность обладателя не важно какого устройства заключена либо в результате работы обладателя с приложениями этого устройства, либо в результате работы обладателя устройства над приложениями. В обоих случаях результат этот одинаковый. В первом случае креативность заключена разработчиком приложения, во втором в акте “тонкой настройки”. По поводу сис.админа любителя эппл. На ipad mini пишу по 50’000 строк кода в полной эйфории и знаете в каком приложении?! В недотыкомке Safari! С подсветкой синтаксиса, не без недостатков конечно, но в любой момент я могу докрутить ;) необходимый функционал. Если Вы вдруг захотите сказать -“ха, дружочек, так Вы уже вне плоскости устройств работаете!”, то я отвечу – ” так и есть, так и должно быть!” Зачем мне плодить лишние абстракции в виде 300(!) приложений, которые как ни крути занимают и место, и оперативку по разному и в разном количестве используют, и в разных местах на экране находятся, мне проще нужный функционал получить изъясняясь на международных языках: на html, на javascript и php. Ну а после работы, всегда приятней возвращаться в чистую, родную, комфортную квартирку в виде домашнего экрана, почта и общение, пожалуйста, музыка, на здоровье, кино, присаживайтесь. С другой стороны андройд с кучей рычагов:) с утра до вечера дергаешь, идешь домой, а там опять дергать, полагаю это направление называется стимпанк. Сравнить можно с новой квартирой и советской бесконечно допиленной, замечу обе они родные и горячо любимые. Далее, чем механизм проще, тем он надежнее, поэтому и андройд, и эпл должны быть проще, ведь по сути любой девайс это сенсорный экран, датчики, модули связи, оперативка и процессор с батарейкой. По-отдельности модули работают на ура! и программа которая дирижирует этим оркестром должна работать также на ура. А теперь если из коробки достать андроид и эпл, то я сходу могу продолжить работу с того места где закончил уже через 15 минут, что на андроиде, что на эпл, но предпочтение отдаю эппл, поскольку весь минимум для “креативности” есть сразу же! И креативный снобизм и холливар заключен именно в этом – работает, получается, я сделал. И небольшой пример о сути вещей – http://ic.pics.livejournal.com/nnils/29013737/1734298/1734298_original.jpg
А я, скорее, соглашусь с Георгием. У меня тоже возникло ощущение, что автор сам на ходу придумал некий несуществующий в реальности миф, сам стал с ним бороться и сам же его опроверг (так же бездоказательно, как и привел).
И если уж говорить о творческой составляющей и подходах к реальности, то по-моему все с точностью до наоборот: именно творческие люди и активные “менятели” реальности будут скорее пользоватсья Андроидом, потому что любитель Эппла пассивно принимает телефонную реальность (все приложения, поведение программ, представление данных и т.п.) как данную свыше и даже не помышляет о том, что в ней что-то можно изменить. Адроидолюб же, наоборот, пытается активно, творчески изменить все то, что его не устраивает.
И кстати, сдается мне, что эту статью могут заблокировать как содержащую элементы порнографии и вредящую развитию и психике детей. Со 100-рублевой купюрой не удалось, но со статьей – легко. ;)
P.S. Левон, ну и само собой, что в 95% людей оба начала сосуществуют вместе, как и любые другие условные деления людей на группы.
Нет, домнул Гугуце и в самом деле ничего не понял :)
A propos, la La Placinte se servește un fel minunat care se numește Căciula lui Guguța :) Tot e un obiect creativ ca și motanul Dvs. :)